Разберёмся, что такое переключатели скоростей, какие они бывают и как ими
правильно пользоваться.
Для чего нужен переключатель скоростей?
Если Вы катаетесь на
велосипеде только по ровным парковым дорожкам, то переключать скорости Вам ни к
чему: достаточно одной передачи
Но если Вы предпочитаете долгие велопрогулки по лесным
тропам, с чередованием спусков и подъемов, то по достоинству оцените большое
количество передач на велосипеде. Когда Вы едете по неровной местности или в
небольшой подъем, вы тратите больше энергии для вращения педалей. Чтобы
сэкономить ваши силы, на велосипеде существуют пониженные передачи. С помощью
них Вы облегчите кручение педалей и уменьшите нагрузку на мышцы и суставы.
Однако и велосипед станет ехать медленнее.
Если же Вы катитесь с горки,
лучше включить повышенную передачу. Для вращения педалей потребуется больше
усилий, но значительно увеличится и ваша скорость.
Для ровной дороги лучше всего использовать среднюю передачу.
Какие виды переключателей
скоростей бывают?
У большинства велосипедов от
10 до 30 скоростей: от 1 до 3 звезд спереди, и от 5 до 12 сзади. У велосипеда с
30 скоростями - 3 звездочки спереди и 10 сзади.
Теперь непосредственно о переключателях. Они бывают
передними и задними. Каждый вид делится в свою очередь на типы и классы. В
основном у каждого бренда есть порядка 20 классов переключателей, начиная от
самых бюджетных и заканчивая профессиональными. Чем они отличаются? Главное -
это качество и жесткость переключений. Если Вы любитель прокатится по лесу в
выходной день, то Вы никогда не почувствуйте разницу между дорогим и дешевым
переключателем. А вот если Вы проводите каждый день на трассах, где есть резкие
спуски, подъемы и повороты, то Вы прекрасно понимаете как важна определенная
передача в определенный момент. И бюджетный переключатель попросту не справится
с такой задачей.
Помимо этого, существуют
планетарные втулки, в которых переключение происходит непосредственно внутри
втулки.
Из плюсов таких втулок можно
выделить:
- механизм
спрятан внутри и не требует обслуживания
- переключать
передачи можно даже стоя на месте
- использование
односкоростной ходовой
- высокий
ресурс работы
Из минусов:
- большой
вес
- высокое
трение и пониженный КПД
- не
предназначены для экстремальных нагрузок
Таким образом, это считается
идеальным механизмом для дорожных или круизных велосипедов. И совершенно не
подходит для участия в соревнованиях.
Как правильно переключать
скорости?
Начнем с того, что
переключение передач выполняется только во время движения (исключение
составляют втулки с планетарной системой переключения).
Если у Вас на велосипеде 30
скоростей, то это совсем не значит, что можно включать любую комбинацию звезд и
на них ехать. Существует такое понятие, как chainline - это положение цепи
относительно звезд. Нельзя допускать перекоса цепи во время езды!
На картинке ниже представлено,
как и на каких передачах можно передвигаться.
Если не соблюдать сочетание
передних и задних звезд во время катания, это приведет к быстрому износу цепи и
ходовой в целом.
Не катайтесь на одной и той же
передаче постоянно. Используйте весь диапазон скоростей, чтобы ходовая
изнашивалась равномерно. Если же ездить на одной передаче, шестеренки на ней
сотрутся быстрее чем на других и при переключении на другие передачи цепь будет
стрелять.
Ну и конечно же не забывайте своевременно чистить и
смазывать цепь. При правильной эксплуатации и регулярном уходе ваш велосипед
будет радовать вас долгие годы!